Развиваем чувство ритма

Ритм -важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей.

Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой невозможна никакая музыкальная деятельность,

а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.

В домашних условиях родители могут использовать музыкально-ритмические игры для развития музыкальных способностей ребёнка.

 

  1. Игра «Ежик и барабан»

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок на барабане.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребёнок и взрослые стоят в кругу (или рядом), проговаривают текст и ударяют по:

1 вариант - большому барабану в центре круга;

2 вариант - по маленьким барабанам (у каждого свой). Игру можно повторить несколько раз.

(Стихотворение Г.Виеру)

-С барабаном ходит ёжик, бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик, бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно, бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!

И удары раздавались, бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум!

 

  1. Игра «Дрова»

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок, используя хлопки.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Все стихи читаются в заданном ритме, возможно применение хлопков и

образных движений.

-Мы сейчас дрова распилим.

Раз-два, раз-два.

Будут на зиму дрова,

Раз-два, раз-два. (Можно повторить несколько раз)

 

  1. Игра «Лягушка»

Цель: развивать умение слушать и ритмично выполнять движения в размере четыре четверти.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: выполнять ритмические хлопки или шлепки на заданный текст.

-Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки.

Ква-ква-ква — 2 раза.

Вот из лужицы на кочку,

Да за мошкой, да вприскочку.

Ква-ква-ква — 2 раза.

Больше есть ей неохота,

Прыг опять в свое болото.

Ква-ква-ква — 2 раза.

 

  1. Игра «Солнышко» с музыкальными инструментами.
    Цель: развивать чувство ритма у детей с помощью музыкальных инструметов.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Участники игры ладошками, а потом на музыкальных инструментах (например, на металлофоне) отмечают ритмическую пульсацию.

-Светит солнышко с утра - Ля, ля, ля! Ля, ля, ля!
Нам гулять давно пора - Ла, ла, ла! Ла, ла, ла!
В гости к солнышку пойдем - Ля, ля, ля! Ля, ля, ля!
Песню солнышку споём - Ла, ла, ла! Ла, ла, ла!
Светит солнышко опять - Ля, ля, ля! Ля, ля, ля!
Нас зовет с собой гулять - Ла, ла, ла! Ла, ла, ла!
 

ИГРА «Кто поёт?» - развивает у детей способности различать регистры.

Цель: формировать умение различать высоту звуков.

Оборудование: изготовить необходимые карточки с изображениями животных и раздать участникам игры (нарисовать или вырезать картинки).

Предлагается прослушать детские музыкальные произведения в различных звуковысотных регистрах, а игроки должны предположить с каким животным ассоциируется мелодия и регистр. В каждом голосе условно различают три регистра:

высокий, средний и низкий.

 

ИГРА «Весело-грустно» - развивает представление о характере музыки.

Цель: Знакомить детей с музыкой, различной характеру (весёлой, грустной).

Оборудование и материалы: картинки (клоун, сказочная страна разрезанная на части, запись с фрагментами музыкальных произведений).

Предлагается прослушать детские музыкальные произведения различного характера и предложить ребенку выбрать карточку, которая по его мнению подходит к данному музыкальному произведению.

 

Музыкальные подвижные игры – это один из любимых видов деятельности дошкольников. Тексты для игр необязательно специально заучивать,

поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры.

 

«Светофор»

Материалы: круги из картона красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Каждому цвету светофора соответствует определенное движение.

Пример: на красный сигнал нужно присесть, на желтый - встать,

на зеленый – ходим, высоко поднимая колени (движения могут быть любые). Ребенок выполняет упражнения в соответствии с сигналом светофора (цветные круги показывает родитель).

 

«Веселый танцор»

Музыкальным сопровождением к данной игре может быть любой современный эстрадный хит с четким ритмом и средним темпом.

Ведущий-родитель:

«Научиться танцевать, на самом деле, очень легко, стоит только немного разучить простые

движения. А теперь - повторяйте за мной!» (показывает нижеприведенные танцевальные движения, говорит, как они называются, ребенок повторяет. Затем взрослый предлагает побыть ведущим ребенка).

Примеры танцевальных движений:

1. «Часики»: наклоны головы от плеча к плечу;

2. «Сова»: повороты вправо-влево;

3. «Стирка»: согнув пальцы, трут широкой амплитудой ладонью о ладонь у одного и другого бедра;

4. «Бочка»: моталочка перед грудью, согнув руки в локтях от себя и к себе;

5. «Марш»: традиционная маршевая ходьба;

 

«Займи место»

В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше.

Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры.

Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.

 

«Летчики, на аэродром!»

Эту игру можно использовать на детских и семейных праздниках.

Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:

1. «Летчики, на аэродром!»

(Дети присаживаются)

2. «Заводим моторы!»

Дети, сидя делают «моталочку» согнутыми руками.

3. «В полёт!»

( Дети изображают полет самолета под веселую музыку, летают)

4. «Внимание, посадка!»

(Дети присаживаются на корточки.)

5.Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.

(Африка-обезьянки, Австралия – кенгуру, Антарктида – пингвины, пустыня – змеи, Япония – дельфины,

Малайзия –черепахи, Индия – слоны)