Дидактические игры по развитию речи дошкольников

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает»

его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания.

Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Предлагаем несколько вариантов таких игр.

ИГРА «Сосчитай-ка»

Цель: Ребёнок упражняется в счёте в пределах 5, при этом учится согласовывать существительные, прилагательные и числительные в роде и числе.

Например, взрослый: -Давай сосчитаем, сколько здесь машин?

Ребёнок должен правильно говорить: -Одна машина, две машины, …. Всего пять машин?

-А сколько жёлтых машин?

-Одна жёлтая машина, две жёлтых машины… всего четыре жёлтых машины.

 

ИГРА «Лови, да бросай, предмет по цвету называй»

Цель: В игре происходит обогащение активного словаря ребёнка; развитие воображения, памяти, ловкости.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному, взрослый дополняет ответы ребёнка.

Например:
Красный – … мак, огонь, флаг, цветок, яблоко;
Зелёный – … огурец, трава, лес;
Голубой – … небо, лёд, незабудки;
Синий – … колокольчик, море, небо;

Жёлтый – … цыплёнок, солнце, репа, лимон;
Фиолетовый – … слива, сирень, сумерки;

Оранжевый – … апельсин, морковь, закат.

 

«Что бывает круглым?»

Цель: В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных; развитие воображения, памяти, ловкости. Взрослый, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.
Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока, мороз…)

 

ИГРА «Кто – откуда?»

Цель: Правильное употребление предлогов в речи.

По дороге домой (или наблюдая в окно), вы можете задавать разные вопросы своему ребёнку, используя в вопросах различные предлоги. Ребёнок должен отвечать полными предложениями (ответами), правильно употребляя нужные предлоги:

  • Откуда вышел мужчина?

(Мужчина вышел из магазина)

  • Откуда выехала машина?

(Машина выехала из-за дома)

  • Откуда вылезла кошка?

(Кошка вылезла из-под скамейки)

  • Куда зашла бабушка?

(Бабушка зашла в подъезд)

  • Где сидит ворона?

(Ворона сидит на ветке дерева)

 

«Развитие речи дошкольников через игры с ЛЕГО-конструктором»

 

Одним из видов игровой деятельности является конструирование. Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день одни из самых известных и распространённых в мире, незаменимый материал для занятий с дошкольниками.

«Лего» в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными развивающими игрушками.

Причём ЛЕГО-конструктор побуждает работать в равной степени, и голову, и руки ребенка. Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время.

Использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством:

  • для интеллектуального развития дошкольников;

  • ЛЕГО – позволяет учиться, играя и обучаться в игре;

  • позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников;

  • является средством развивающего обучения-способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи творчески;

  • объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

В процессе игровой деятельности у детей начинает развиваться образное мышление. Ребёнку можно предложить простые схемы для решения несложных задач в создании постройки на заданную тему.

В процессе работы проявляются особенности развития воображения: оригинальность и произвольность.

Детям очень нравится процесс создания постройки. Ребята охотно рассказывают о том, что они построили, описывая объекты строительства. Во время работы по теме «Мой город» можно подвести детей к составлению рассказов на тему «Волшебный город».

Здесь решаются такие задачи как расширение и активизация словаря на основе углубления знаний о ближайшем окружении, формирование умения определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между,

совершенствование отчётливого произношения слов и словосочетаний, формирование умения согласовывать слова в предложении и правильно использовать предлоги в речи, формирование умения рассказывать (описывать предмет).

Можно построить волшебный город и придумать такие рассказы о своих постройках.

Например: «Это зелёный дворик. Здесь есть разные дома светло – зелёного и тёмно– зелёного цвета. Они высокие и низкие. В них живут люди. В моём дворике есть игровая площадка для детей. Я построил лавочку, чтобы сидели мамы и бабушки.

Ещё здесь играют дети. У них есть зелёная горка, чтобы кататься. Ещё есть разные лесенки для ходьбы и упражнений на равновесие. Здесь есть зелёная машинка и зелёный самолётик. Мне нравится этот дворик, потому что он красивый и уютный».

Или: «Это волшебная страна Зеленой Феи. В этой стране все зеленого цвета. Это зелёная площадка для детей. Там есть домики. Они многоэтажные. Дети катаются на самолётике и машинке. Они маленькие, потому что для детей.

Там ещё есть зелёные ступеньки. Они высокие. Есть зелёная горка, девочки любят с нее кататься. Мне нравится этот дворик, потому что он красивый и я такой никогда не видел».

Так же проблема с развитием речи может возникнуть из-за неразвитой мелкой моторики. Важность развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук отмечала известный исследователь детской речи М. М. Кольцова.

Она говорила, что кисти руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Одно из направлений применения ЛЕГО-конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи ребенка.

Например, такие игры можно использовать для развития мелкой моторики:

 

Игра «Чудесный мешочек»

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Материал: мешочек, детали ЛЕГО (5-10 штук).

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать, сколько деталей ЛЕГО в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то можно предложить ребенку из деталей ЛЕГО сделать постройку.

 

Игра «Разноцветные вагончики»

Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Материал: листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей ЛЕГО в виде вагончиков, мелкие животные.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребёнку собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то можно предложить детям посадить по вагончикам зверюшек

и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).

Во время конструирования не следует запрещать детям разговаривать, поскольку дошкольникам очень трудно выполнять работу молча.

Речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для речевого и психического развития вашего ребёнка.