Ритм -важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей.
Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой невозможна никакая музыкальная деятельность,
а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
В домашних условиях родители могут использовать музыкально-ритмические игры для развития музыкальных способностей ребёнка.
Игра «Ежик и барабан»
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок на барабане.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ребёнок и взрослые стоят в кругу (или рядом), проговаривают текст и ударяют по:
1 вариант - большому барабану в центре круга;
2 вариант - по маленьким барабанам (у каждого свой). Игру можно повторить несколько раз.
(Стихотворение Г.Виеру)
-С барабаном ходит ёжик, бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик, бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно, бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!
И удары раздавались, бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум!
Игра «Дрова»
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок, используя хлопки.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Все стихи читаются в заданном ритме, возможно применение хлопков и
образных движений.
-Мы сейчас дрова распилим.
Раз-два, раз-два.
Будут на зиму дрова,
Раз-два, раз-два. (Можно повторить несколько раз)
Игра «Лягушка»
Цель: развивать умение слушать и ритмично выполнять движения в размере четыре четверти.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: выполнять ритмические хлопки или шлепки на заданный текст.
-Вот лягушка по дорожке
Скачет вытянувши ножки.
Ква-ква-ква — 2 раза.
Вот из лужицы на кочку,
Да за мошкой, да вприскочку.
Ква-ква-ква — 2 раза.
Больше есть ей неохота,
Прыг опять в свое болото.
Ква-ква-ква — 2 раза.
Игра «Солнышко» с музыкальными инструментами.
Цель: развивать чувство ритма у детей с помощью музыкальных инструметов.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Участники игры ладошками, а потом на музыкальных инструментах (например, на металлофоне) отмечают ритмическую пульсацию.
-Светит солнышко с утра - Ля, ля, ля! Ля, ля, ля!
Нам гулять давно пора - Ла, ла, ла! Ла, ла, ла!
В гости к солнышку пойдем - Ля, ля, ля! Ля, ля, ля!
Песню солнышку споём - Ла, ла, ла! Ла, ла, ла!
Светит солнышко опять - Ля, ля, ля! Ля, ля, ля!
Нас зовет с собой гулять - Ла, ла, ла! Ла, ла, ла!
ИГРА «Кто поёт?» - развивает у детей способности различать регистры.
Цель: формировать умение различать высоту звуков.
Оборудование: изготовить необходимые карточки с изображениями животных и раздать участникам игры (нарисовать или вырезать картинки).
Предлагается прослушать детские музыкальные произведения в различных звуковысотных регистрах, а игроки должны предположить с каким животным ассоциируется мелодия и регистр. В каждом голосе условно различают три регистра:
высокий, средний и низкий.
ИГРА «Весело-грустно» - развивает представление о характере музыки.
Цель: Знакомить детей с музыкой, различной характеру (весёлой, грустной).
Оборудование и материалы: картинки (клоун, сказочная страна разрезанная на части, запись с фрагментами музыкальных произведений).
Предлагается прослушать детские музыкальные произведения различного характера и предложить ребенку выбрать карточку, которая по его мнению подходит к данному музыкальному произведению.
«Светофор»
Материалы: круги из картона красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры: Каждому цвету светофора соответствует определенное движение.
Пример: на красный сигнал нужно присесть, на желтый - встать,
на зеленый – ходим, высоко поднимая колени (движения могут быть любые). Ребенок выполняет упражнения в соответствии с сигналом светофора (цветные круги показывает родитель).
«Веселый танцор»
Музыкальным сопровождением к данной игре может быть любой современный эстрадный хит с четким ритмом и средним темпом.
Ведущий-родитель:
«Научиться танцевать, на самом деле, очень легко, стоит только немного разучить простые
движения. А теперь - повторяйте за мной!» (показывает нижеприведенные танцевальные движения, говорит, как они называются, ребенок повторяет. Затем взрослый предлагает побыть ведущим ребенка).
Примеры танцевальных движений:
1. «Часики»: наклоны головы от плеча к плечу;
2. «Сова»: повороты вправо-влево;
3. «Стирка»: согнув пальцы, трут широкой амплитудой ладонью о ладонь у одного и другого бедра;
4. «Бочка»: моталочка перед грудью, согнув руки в локтях от себя и к себе;
5. «Марш»: традиционная маршевая ходьба;
«Займи место»
В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше.
Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры.
Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.
«Летчики, на аэродром!»
Эту игру можно использовать на детских и семейных праздниках.
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!»
(Дети присаживаются)
2. «Заводим моторы!»
Дети, сидя делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полёт!»
( Дети изображают полет самолета под веселую музыку, летают)
4. «Внимание, посадка!»
(Дети присаживаются на корточки.)
5.Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.
(Африка-обезьянки, Австралия – кенгуру, Антарктида – пингвины, пустыня – змеи, Япония – дельфины,
Малайзия –черепахи, Индия – слоны)