В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своѐ отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в:
-"Концепции дошкольного воспитания",
-Законе "Об образовании в Российской Федерации",
-и «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», где одной из приоритетных задач выступает -охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Именно в дошкольном детстве закладывается основа здоровья в целом и важнейшей его психологической составляющей. Опыт, который ребенок получает в дошкольном детстве становится тем фундаментом, на котором в дальнейшем формируется уровень его психологического здоровья. Всемирная организация здравоохранения определяет психологическое здоровье как состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, и является основой благополучия человека.
Уровень психологического здоровья ребёнка зависит от уровня развития его познавательных (когнитивных) процессов -это психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В этом случае исследуется память, мышление, речь.
Совместные игры с родителями, прогулки с ними, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы, внимание, память, мышление, речь и мышление.
Игра «Последовательности»
Цель игры: развитие внимания, наглядно-образного мышления, речи.
Предъявляем ребенку картинки в хаотичном порядке и просим установить правильную последовательность событий.
Затем ребенок составляет рассказ по данным картинкам. Можно спросить о его отношении к данному сюжету. Можно поинтересоваться, какая картинка ему понравилась больше и почему, таким образом стимулировать речевую активность.
Игра «Путаница»
Цель игры: развитие зрительной памяти и внимания, пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.
Процедура игры: ребенку демонстрируется карточка с наложенными друг на друга контурами различных фигур и предлагается найти, обвести по контуру каждую фигуру, которую он увидит на этом рисунке и таким образом разгадать путаницу.
Далее просим ребёнка назвать каждую фигуру и кратко её описать.
Игра «Противоположности»
Цель игры: развитие внимания, логического мышления, речи.
Процедура игры: водящий бросает мяч ребенку и называет слово, а ребёнок должен подобрать противоположное по значению ему слово (например: горячий – холодный, высокий – низкий, соленый – сладкий, грустный – веселый, добрый – злой,
молодой – старый, огонь - вода и т.д.)
Игра «Муха»
Цель игры: развивать внимание; пространственных представлений.
Инструкция: в центре клетки сидит муха, которая пытается выбраться из нее. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить тебе, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижениями.
Как только она вылетит за границы клетки, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то «пойманную» муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окошко. Каждый раз муха начинает свой полет из центра клетки. Если в конце игры мух в окне окажется больше – значит, муха оказалась проворнее тебя, если мух будет больше в твоем мешке – значит, соревнование с хитрой мухой выиграл ты.
Игра «В слова» может скрасить любую прогулку, долгую дорогу в поездке. Играя с ребёнком в эту игру, мама может помыть посуду и погладить белье (это не лучший, но все же выход).
Можно попросить ребенка:
- Назови все свои игрушки.
- Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну?
- Придумай слова, которые обозначают транспорт.
Или наоборот:
Игра «Назови одним словом»
Цель игры: формирование умения классифицировать предметы, развитие внимания, мышления, сообразительности.
Родитель показывает карточку, или собирает предметы в доме. Ребенок называет их одним словом, объединяя в группу по определённому признаку. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы.
Например, взрослый спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (тыква, помидор, лук, огурец, баклажан, картошка, перец, морковь, капуста) Что это? Или как можно их назвать одним словом? (овощи)…
Или аналогичная работа проводится по закреплению понятий: ягоды, грибы, игрушки, одежда, головные уборы, бытовая техника, различные виды транспорта, дикие, домашние животные, птицы и пр.
Можно поиграть в игру «Скажи правильно» - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребёнком разобрать, в каком порядке нужно произносить слова, чтобы получилось правильно.
Помните, чем больше запас слов у ребёнка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.